колокольный набор
  ростовские звоны
  ростовская звонница
  Пыляев М.И. «Ростовские колокола»

 

       Ростовские звоны дошли до наших дней примером былого гармонического согласия колоколов. Им посвящено немало книг и научных статей, они звучат во многих кинофильмах, большими тиражами выпускаются их записи.

Колокольный набор
при Ростовском Успенском соборе

       В 80-е годы XVII века стараниями мастеров ростовского митрополита Ионы Сысоевича (1652–1691) рядом с кафедральным Успенским собором была возведена звонница палатного типа с набором из двенадцати колоколов. Самый большой колокол весит две тысячи пудов (32 тонны), лил его в 1688 году московский мастер Флор Терентьев. Имя своё «Сысой» он получил в память об отце владыки Ионы, схимонахе Сысое. Язык этого колокола-гиганта весит около полутора тонн, раскачивают его два звонаря.

       Следующий по величине колокол – тысячепудовый «Полиелей», литый шестью годами раньше «Сысоя» московскими мастерами Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. Его название в переводе с греческого означает «многомилостивый».

       Колокол «Лебедь» весом в полтысячи пудов отливался в один год с «Полиелейным» Филиппом Андреевым. Он обладает красивым полётным голосом, за что и получил такое имя.

       Рядом с «Лебедем», в третьем пролёте звонницы висят ещё два колокола – «Красный» (30 пудов) и «Козел» (20 пудов).

       Другие четыре безымянных колокола расположены между третьим и четвёртым пролётами.

       Из четырёх колоколов, повешенных в четвёртом пролёте звонницы, сохранились три древних колокола: «Баран» весом в 80 пудов, отлитый московским мастером Емельяном Даниловым, и два зазвонных. Висящий здесь же колокол «Голодарь» (171 пуд), изготовлен в 1856 году на заводе Ярославского купца Чарышникова. Когда-то на его месте висели «Голодарь» 1-й и «Голодарь» 2-й, которые были разбиты. Свое имя он получил от того, что в него благовестили во время Великого Поста.

Ростовские звоны

       Самый старинный из ростовских звонов – торжественный и строгий «Ионинский»  – появился, вероятно, в конце 1680-х годов. Не исключено, что и сам владыка Иона был каким-то образом причастен к его сочинению. Второй праздничный звон – «Егорьевский», появился в период пребывания на ростовской кафедре архиепископа Георгия Дашкова (1718–1730) и назван его именем. Несколько позднее, при архиепископе Иоакиме (1731–1741), сложился третий праздничный звон – «Акимовский». При исполнении праздничных звонов использовались все колокола при участии нескольких звонарей. В конце XVII века их было восемь. Помимо праздничных, до нас дошли также два оригинальных будничных звона. Ещё несколько звонов появилось в XIX – начале XX века. Авторы некоторых сочинений известны.

        Одним из них был протоиерей Аристарх Александрович Израилев (1817–1901), большой знаток колокольных звонов, автор книги «Ростовские колокола и звоны» (1884 г.), содержащей музыкально-акустическую характеристику колоколов звонницы, нотную запись пяти древнейших композиций и практические указания по поводу их исполнения звонарями. В 1884 году А. Израилевым были изготовлены камертоны, настроенные под тоны колоколов соборной звонницы Ростова. Изучение А. Израилевым ростовских колоколов и звонов увенчалось созданием в 1894 году нового праздничного звона. Мастер посвятил его архиепископу Ярославскому и ростовскому Ионафану, который вошёл в историю отечественной культуры, как один из организаторов Ростовского музея церковных древностей. Для исполнения «Ионафановского» звона на соборной звоннице по инициативе А. Израилева повесили ещё два колокола.

© Р. Алитова, А. Виденеева

Ростовская звонница

       Ставшая классической большая звонница Ростова Великого, сооружение которой относится к 80-м годам XVII века, соединяет в себе все лучшие качества как архитектуры, так и подбора колоколов, которые были накоплены многовековым опытом. Господним промыслом Ростовской земле было уготовано быть неким хранилищем единственной сохранившейся звонницы с колокольным подбором, включающем в себя сверхтяжелые колокола, и великолепное архитектурное сооружение, где все подчинено одной цели – улучшению звучания колокольного ансамбля.

       В этом смысле Ростовская земля является неиссякаемым кладезем для изучения русского колокольного наследия, потому что, как мы знаем, даже комплекс колоколен Московского Кремля понес практически невосполнимые потери в колоколах. 90 % русских храмов остались без своих колокольных голосов и сейчас, к сожалению, проезжая мимо многих сел и обителей, видишь храмы с пустыми колокольнями, где нет ни одного колокола.

       Ростовская звонница Ярославской епархии является для нас хранительницей культуры подбора колоколов, исполнения звонов и использования старинных звонарских приспособлений. Если бы не было ростовской звонницы, вряд ли можно было бы сейчас говорить о возрождении колокололитейного искусства и искусства церковно-звонарского во всей своей полноте по всей русской Православной Церкви.

© Игорь Коновалов

Пыляев М.И. 
Ростовские колокола

       Но лучшие по тону колокола в России, это в Ростовском соборе. Колокольня этого храма замечательна своим устройством и музыкальными звонами колоколов. Звоны там названы по именам учредителей: Ионин, по имени митрополита Ионы Сысоевича, который с 1652 года по 1691 год в течение 39-и лет правил митрополиею Ростовскою; Георгиевский, особенно хороший, как говорят знатоки, принадлежал архиепископу Георгию Дашкову, правившему Ростовом уже по уничтожении митрополии с 1718 года по 1731 год; Иоакимовский, по имени архиепископа Иоакима, 1731–1741 год. Колокола висят в линию и различаются весом: первый в 2.000 пудов, второй в 1.000, третий в 500 и т.д. до 20 пудов и менее. Всех колоколов тринадцать.

       Звонари становятся так, что могут видеть друг друга и соглашаться в такте. Это одно из условий гармонии. Митрополит Платон приезжал слушать эти звоны и хотел учредить у себя такие же в Вифании. Но ему сказали: «дайте такую же колокольню и такие же колокола».

       Исторические ростовские колокола: Сысой, Полиелейный, Лебедь (Лебедем этот колокол назван потому, что эта птица, при помощи трубчатаго устройства дыхательного горла своего, производит громкий звук, подавший повод к сказке и «лебединой песне»), Голодарь (назван так потому, что в него благовестят в великий пост), Баран, Красный, Козел и Ясак.

Из книги: Пыляев М.И. Исторические колокола // Старое житье. СПб., 1897 . С. 294.

См. также:
Алитова Р.Ф., Виденеева А.Е. Ростовские звоны. [Буклет]. Ростов, 2000.
Бычков Ф.А. [Ростовские колокола и звоны] // Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. Ярославль, 1886. С. 9–10.
Виденеева А.Е. Звонари ростовского Успенского собора во второй половине XVIII  – первой четверти XIX  вв. // Колокола и колокольни Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. VII. С. 18–27.
Голованов В. Звонница в небе  // Газета «Первое сентября». 7 октября 2002 г.
Израилев А.А., прот. Замечательный большой (в две тысячи пудов весу) колокол на колокольне Успенского собора в г. Ростове Ярославской губернии // Ярославские епархиальные ведомости. 1899. Часть неофиц. № 15–16
Израилев А.А., прот
. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884.
Ионафановский музыкально–правильный звон на колокольне Ростовского Успенского собора // Ярославские епархиальные ведомости. 1894. Часть неофиц. № 22. С. 345–350.
Кельсиев А . Музыкальный колокольный звон и труды священника Израилева // Ярославские губернские ведомости. 1884. № 41. Часть неофиц. С. 3–4
Коновалов И.В. Организация уставных колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя по подобию звонницы Ростовского Успенского собора   // История и культура Ростовской земли 2002. Ростов, 2003. С. 381–386.
Никаноров А.Б.
«Колокольня с нотным звоном» // Колокола и колокольни Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. VII. С. 5–17
Пыляев М.И. Исторические колокола // Старое житье. СПб., 1897. С. 288–320.
Стасов В. Вступительная статья к книге А. Израилева «Ростовские колокола и звоны»  // Израилев А, прот. Ростовские колокола и звоны. СПб. 1884. С. III–VI.
Талицкий В.В. Ростовский Успенский собор (Соборная колокольня и ростовские звоны). М., 1913. С. 58–81.
Успенский Н.А. Путеводитель по святыням и древностям Ростова Великаго. Сергиев Посад, 1913.
Архивные материалы по истории колоколов Ростова Великого
Ростовский кремль, лето 2003. Фотоальбом.© Игорь Коновалов
Ростовский Кремль, весна–лето 2004. Фотоальбом.© Игорь Коновалов


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов