Краткая история Соловецкого Спасо-Преображенского Зосимо-Савватиевского монастыря
 Соловецкий ставропигиальный монастырь (Н. Лисовский)
 Соловецкий благовестник (И.А. Духин)
 соловецкие колокола (предварительный список)
 поиски утраченных соловецких колоколов
 отливка новых колоколов для Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря
 обращение к благотоворителям и контактная информация

Краткая история Соловецкого Спасо-Преображенского
Зосимо-Савватиевского монастыря

      СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ, мужской, на Соловецком острове в Белом море. Основан в 30-х гг. XV в. Играл значительную роль в хозяйственном освоении Поморья. В 60-70-е гг. XVII в. один из центров раскола. В XVI – начале XX вв. был местом ссылки. После Октябрьской революции упразднен. В 1923–39 гг. на его территории существовал Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН) – главным образом для политических заключенных. В 1942–45 гг. на острове была размещена Школа юнг ВМФ. С 1967 г. – музей-заповедник. В 1991 г. монастырь возвращён Русской Православной Церкви. Архитектурный ансамбль: крепостные стены с башнями, трапезная с Успенским собором, Преображенский собор (все – XVI в.), церковь Благовещения (конца XVI – начала. XVII вв.), каменные палаты (XVII в.).

Гравюра с изображением Соловецкого монастыря, XVIII в. РГАДА

Н. Лисовский. Соловецкий ставропигиальный монастырь

      Соловецкий ставропигиальнынй монастырь (Соловки) – Архангельской губ., Кемского у., на юго–западном. берегу Соловецкого островава, при глубоко врезывающейся, прикрытой от всех ветров бухте и гавани Благополучия, на перешейке между этою бухтою и Святым озером.

      Монастырь окружен стеной, которую начали класть в 1584 г. и над которой трудились монахи и монастырские крестьяне 12 лет. Стена сложена из громадных камней дикого булыжника и гранитных глыб, в виде неправильного пятиугольника; окружность её 510 саж., высота её 5–6 саж., ширина 3 саж. На стенах 8 громадных башен; в амбразурах некоторых башен стоят старинные пушки, из которых стреляют в царские дни. В стене 7 ворот; из них главные – Святые, выходящие на набережную бухты; над ними церковь Благовещения. Всех церквей в монастыре внутри стен – 9; из них главная – Троицкий собор, где находятся в серебряных раках мощи основателей монастыря, преподобных Зосимы и Савватия. Преображенский собор – самый большой и великолепно отделанный монастырский храм; под ним церковь преподобного Германа, с его мощами. Под церковью Николая Чудотворца монастырская ризница, в которой много драгоценных даров царей московских, начиная с Иоанна III, и других жертвователей. Здесь же хранятся палаш кн. Михаила Скопина Шуйского и сабля кн. Пожарского. Близ Преображенского собора часовня с мощами преподобного Иринарха.

      Главная колокольня имеет 28 саж. высоты и 35 колоколов, из коих в наибольшем 1100 пд. весу; под другой колокольней, «Царской», сложена пирамида из бомб и ядер, которыми англичане в 1854 г. обстреливали монастырь.

      Вне монастырских стен на братском монастырском кладбище црк. св. Онуфрия. Часовен 6. Всех каменных строений 17, из них 8 для братии; в числе остальных больница (с доктором, фельдшером и аптекой), богадельня и тюрьма, в которой некогда содержались сосланные в монастырь лица. За стенами монастыря, на берегу Святого озера, много хозяйственных строений, казармы для рабочих, огороды, конный двор. На юге от монастыря имеется док для починки и осушки судов. Монастырская библиотека, хотя в 1854 г. много из её было вывезено драгоценного в Казань, до сих пор довольно богата. В монастыре начальное училище и иконописное заведение. При монастыре заводы салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, мукомольная мельница, мастерские сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная, слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, обширная кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и др. Прекрасно устроенное водоснабжение, начало которому положил ещё святитель Филипп, управлявший монастырем в 1561 г. и соединивший Святое озеро посредством каналов с 52 озерами: ныне оно соединено уже с 70 озерами. Не менее хорош для такой холодной местности монастырский огород, разведенный на 40 десятинах. Молочная ферма.

      Монашествующих в монастыре теперь 230 чел. (в XVII в. их было до 370–450), в том числе 45 монахов, 30 дьяконов и около 60 послушников. Крестьян между монахами 140, мещан 40, купеческого звания 7; духовн. 18, прочие – разных сословий. В монастыре проживают даровые работники из богомольцев, так называемые «трудники» (Так называются лица, добровольно обрекшие себя на безвозмездную работу по указанию монастырского начальства; получают от монастыря жилище, одежду и пишу.) до 500 чел., и другие вольнонаемные служащие и рабочие; всего в монастыре проживает круглый год от 800 до 850 чел. Женщин проживающих постоянно нет; приезжающие летом на богомолье живут вне монастырских стен, в течение 3 дней. Богомольцев, посещающих летом монастырь, бывает от 11 до 12 тыс., иногда и более. Монастырь имеет значительные доходы как от богомольцев, так и от других своих хозяйственных статей, архангельского подворья, пароходов, рыбных и звериных ловель и проч., всего от 160 до 170 тыс. руб. в год. Расходы монастыря составляют ежегодно от 150 до 155 тыс. руб. Монастырь имеет несколько парусных судов и 4 парохода, экипаж которых состоит из монашествующих, трудников и вольных рабочих. Пароходы ходят в Архангельск и посад Суму, перевозя богомольцев и монастырские грузы. Монастырю принадлежат лошадей 180 голов, рогатого скота 80, овец 150. Управляется монастырь настоятелем, в сане архимандрита, и монастырским собором, состоящим из наместника, казначея, ризничего, благочинного и духовника.

      Соловецкий монастырь играл видную роль на севере, как его колонизатор, просветитель и защитник. Первыми поселенцами Соловецкого острова, дотоле пустынного, были иноки Кирилло–Белозерского монастыря Герман и Савватий, прибывшие на остров в 1429 г. и поселившиеся под Секирною горою, где и прожили вдвоем 6 лет. В 1435 г. Савватий, отправившись на материк, дорогою заболел и умер в дер. Сороке, где и был похоронен. После того к Герману прибыл инок Зосима, уроженец села Толвуя. Оба эти отшельника, с помощью нескольких других, построили небольшую церковь и испросили игумена во вновь устроенный монастырь у новгородского архиепископа, так как вся тогдашняя Беломорская страна зависела от Новгорода. При третьем игумене, Ионе, монастырь выхлопотал у Великого Новгорода дарственную грамоту на вечное владение всеми Соловецкими островами. Грамота эта, с «вислыми» оловянными печатями, доныне хранится в монастырской ризнице. Владение это подтверждено было Иоанном III. В 1450 г. новгородская боярыня Марфа Посадница пожертвовала монастырю свои беломорские волости Суму и Кемь. В 1471 г. мощи преподобного Савватия перенесены были из села Сороки в Соловецкий монастырь. В 1478 г. представился преподобный Зосима, который с 1452 г. управлял монастырем в звании игумена; в 1484 г. умер и преподобный Герман, управлявший монастырем после Зосимы. В 1485 и 1557 гг. монастырь погорал. С 1558 г. при игумене Филиппе (впоследствии митрополите московском) началась постройка каменного монастырского здания. В 1571 г. было неудачное на монастырь нападение шведов, вследствие чего в монастырь был прислан воевода Озеров, со стрельцами. Озеров поставил деревянный острог с пушками. В 1584 г. началась по плану, составленному монахом Трифоном, постройка каменной стены и были выстроены остроги в монастырских селениях Кеми и Суме. Войска как в монастыре, так и в острогах содержались на монастырский счёт, и соловецкий игумен фактически был их главным начальником.

      Соловецкий монастырь сделался важным стратегическим пунктом, из которого исходила защита всего северного Поморья; лишь только где появлялся враг, соловецкие войска бились с ним до прибытия подкреплений из Москвы. Так, например, в 1582 г. они разбили шведских воевод Магнуса и Иварстона. В 1596 г. Соловецкое войско состояло из 1000 чел. стрельцов и в отмщение за нападения финляндцев опустошило г. Каяну и соседнюю с ним страну. Монастырь заботился о разоренных войною крестьянах и достиг того, что в начале XVII в. на соловецких монахов стали смотреть как на единственных защитников крайнего севера. Иностранные соседи видели в соловецком настоятеле главного северного воеводу, сносились с ним по делам и даже заключали с ним перемирия. В 1611 г. шведы разбойнически напали на монастырские волости и подступили к монастырю, но были отражены с уроном. В 1613–15 гг. воpовскиe казаки разорили монастырские поморские волости, но не могли взять Кемских и Сумских острогов. В то же время шведы потребовали от игумена сдать Сумской острог, но получили отказ. Монахи так освоились с военным делом, что в 1637 г. последний соловецкий воевода сдал соловецкому настоятелю все письменные дела, крепостные ключи, воинские запасы и отбыл в Москву. Во время ливонско–шведской войны при царе Алексее монастырские стены с северной и южной сторон, откуда был единственный удобный доступ к монастырю, были окопаны рвом; монахи насыпали земляной вал, на стенах поставили 90 пушек и снабдили монастырь боевыми и хлебными запасами; вся братия, в числе 454 чел., призвана была к оружию, что составило с стрельцами до 1500 чел.

      В 1667 г. началось Соловецкое возмущение: иноки не хотели принимать новопечатных книг и стали отстаивать старую веру; это повело к осаде монастыря, длившейся 7 лет. Монахи геройски защищали свою обитель и успешно отражали все приступы воеводы Мещеринова; только измена монаха Феоктиста, указавшего тайный проход в монастырь, открыла, после жестокой сечи, ворота монастыря. Мещеринов круто расправился с побежденными: все защитники монастырря, кроме 14 чел., были казнены или разосланы по тюрьмам. После этого разгрома монастырь долго не мог оправиться, но благодаря энергии и трудолюбию иноков уже к началу XVIII в. опять пришёл в довольно цветущее положение.

      Царь Петр в 1694 и 1703 гг. посетил монастырь и пожаловал ему 200 пд. пороху. Для охраны монастыря, в северную войну прислана была воинская команда. В 1781 г. соловецкое войско, в числе 110 чел., было передано в распоряжение архангельского губернатора. В 1796 г. в Соловках был установлен штат местной команды в 33 чел., при офицере. 7 июля 1854 г., при архимандрите Александре, произошло нападение на монастырь двух английских военных пароходов. В монастыре было 50 чел. воинской команды, восемь небольших орудий на стенах и два трёхфунтовых полевых орудия. Англичане потребовали немедленной сдачи монастыря, но архимандрит отказал, после чего был открыт по монастырю огонь из 35 орудий. Бомбардировка продолжалась целых 9 часов; оба полевые орудия, под прикрытием берегового холма, отвечали на неприятельский огонь. Вечером, в 6 часов, англичане удалились, разрушив лишь здание выстроенной на берегу гостиницы, да попортив кое–где стены и Преображенский собор: ни убитых, ни раненых в монастыре не было.

      В девяностых годах нынешнего. века прекращена была ссылка в монастырь. Из числа сосланных и умерших в монастыре были знаменитый советник Ивана Грозного священник Сильвестр, известный келарь Троицко–Сергиевской лавры Авраамий Палицын, касимовский царь Симеон Бекбулатович. В числе соловецких иноков был и патриарх Никон, из–за новшеств которого так тяжко пришлось пострадать Соловецкой обители. Богатство монастыря до издания монастырских штатов при императрице Екатерине II было огромное: он имел 5000 душ крестьян и владел почти всем южным поморьем Белого моря (до 1640 кв. вер.), со многими рыбными ловлями, соловарнями и другими угодьями. И в настоящее время его земельные владения не малы; кроме того он обладает денежным капиталом более чем в 1/2 милл. руб., приносящим ежегодно 22000 руб. До 1900 г. здесь находилась зоологическая станция, на которую ежегодно летом командировались учёные исследователи моря, с несколькими студентами. Теперь станция эта переведена в новый город Александровск, при Екатерининской гавани. В голодные годы Соловецкий монастырь не раз приходил на помощь беломорскому бедному населению. Духовный надзор над монастырем принадлежит московской синодальной конторе.

Из статьи: Лисовский Н. Соловецкий ставропигиальный монастырь
// Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб, 1890–1907

Соловецкие колокола (предварительный список)

Название: «Каянный»
Дата создания:
1417г.
Место создания: Германия
Место хранения: Соловецкий музей-заповедник, КП-462/а,б
Источник поступления: Пост. 1970 г.
История бытования, легенда: Местное название: «Каянский».

Название: «Благовестный Плакун»
Дата создания: 1545 г.

Название: без названия
Дата создания: 1547 г.
Место создания: г. Псков
Изготовитель:
мастер Трофим Оскарев Псковитин
Вес: 30 пудов 14 фунтов

Название: «Преподобнический»
Дата создания: 1557 г., июль
Место создания: г. Псков
Изготовитель: «мастера псковские запсковского конца Матвей Григорьев сын да Кузьма Михайлов сын»
Вес: 173 1/2 пуда

Название: без названия
Дата создания: 1559 г.
Место создания: г. Псков
Изготовитель:
«мастера псковские запсковского конца Матвей Григорьев сын да Кузьма Михайлов сын»
Вес: 30 пудов

Название: два малых зазвонных колокола
Дата создания: около 1560 г.
Принадлежность: дар Ивана Грозного
Вес: по 25 пудов
История бытования, легенда: В 1560 г. пожалован Иваном Грозным в Преображенский собор монастыря.

Название: без названия
Дата создания: 1587 г.
Место создания: г. Псков
Изготовитель:
мастер Иван Матвеев сын Псковитина
Принадлежность: дар боярина Д.И. Годунова
Вес: 150 пудов

Название: без названия
Дата создания: 1597 г.
Место создания: г. Новгород

Название: «Борисович»
Дата создания: 1600 г.
Место создания: Соловецкий
Изготовитель:
мастер старец Сергий
Принадлежность: Из меди и олова, присланных монастырю царём Борисом Годуновым специально для колокольного литья.
Материал и техника: Изготовлен из 500 пудов меди и 100 пудов олова. Литье.
Вес: 995 пудов
История бытования, легенда: В 1762 г. был перелит в новый колокол весом 1000 пудов, названный «Преображенским».

Название: «Заес» (заяц)
Дата создания: 1719 г.
Место создания: Соловецкий монастырь
Изготовитель:
мастер Василий Осипов
Вес: 80 пудов

Название: «Преображенский»
Дата создания: 1762 г.
Место создания: Соловецкий монастырь
Материал и техника: перелит из колокола 1600 г. «Борисович»
Вес: 1000 пудов

Название: «Преображенский»
Дата создания: 1774 г.
Место создания: Соловецкий монастырь
Изготовитель:
петербургский мастер Петр Евдокимов
Материал и техника: перелит из колокола 1762 г. «Преображенский» с добавлением меди
Вес: 17,6 тонн

Название: три колокола работы мастера Петра Евдокимова
Дата создания: 1770-е г.
Место создания: Соловецкий монастырь
Изготовитель:
петербургский мастер Петр Евдокимов

Название: Благовестник
Дата создания: 1856 г.
Место создания: г. Ярославль
Изготовитель: Завод Чарышникова
Принадлежность: Дар императора Александра II.
Материал, техника: Бронза, литье
Размеры: Диаметр основания – 127,5 см; высота – 155 см .
Вес: 72 пуда.
Надписи, подписи: Надписи в картушах:«В лето отъ Р.Х. 1856 повеленiемъ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШАГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА отлитъ бысть сей колоколъ изъ украшенiй бывшихъ въ Петропавловскомъ соборе при погребенiи тела въ Бозе почившаго ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ 1-ГО». «Дарован сей колоколъ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИМЪ ГОСУДАРЕМЪ ИМПЕРАТОРОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ НИКОЛАЕВИЧЕМЪ въ Богохранимую Соловецкую Обитель».
Место хранения : Соловецкий музей-заповедник, КП-461/а,б
Источник поступления: Пост. 1970 г.
История бытования, легенда: Колокол подарен монастырю императором Александром II. Отлит в Ярославле на заводе Чарышникова из украшений бывших на гробе в Бозе почившего государя императора Николая I. Доставлен в обитель в 1860 г.

Название: «Преображенский»
Дата создания: 1888 г.
Место создания: Соловецкий монастырь
Материал и техника: перелит из колокола 1774 г. «Преображенский»
Вес: 1147 пудов

      Колокола Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря включают и себя действующую на колокольне звонницу из 13 колоколов и два недействующих больших колокола, один из которых расположен на территории монастыря, а другой в здании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Все колокола (кроме одного) принадлежат музею.

Поиски утраченных соловецких колоколов

      Полулегенда-полубыль об исчезновении соловецких колоколов, один из которых весил 17 тонн, описана в книге Ксении Гемп – известного ученого, изучающего Север – «Сказ о Беломорье». По её версии, судно с ценным грузом затонуло в начале 20-х годов недалеко от Соловецкого архипелага.

      Экспедиция по розыску Соловецких реликвий 2005 г. по оснащению не имела аналогов для подобных разысканий на Севере России. Затопленные соловецкие колокола искали при помощи самой современной техники: впередсмотрящих эхолотов – таких на Белом море ранее не использовали, стационарных и переносных подводных металлоискателей, спутниковой системы навигации. Подводные телекамеры с подсветкой были сделаны на заказ в Южной Корее, а управляемая камера-рыбка – архангельская разработка. Экспедиция отправилась в Белое море на 5 судах, одно из которых оснащено краном.

      Первые результаты экспедиции на Соловки по поиску монастырских колоколов оказались неожиданными. Первоначально вместо затонувших реликвий нашли затонувший военный корабль «Ленинград». Его длина 140 метров, он лежит с восточной стороны острова Песьи Луды. В 1962 году его использовали в районе Неноксы в качестве мишени при испытаниях нового на то время оружия – крылатых ракет. За испытаниями наблюдал лично Никита Хрущев. Несмотря на два попадания, «Ленинград» остался на плаву, и его приказали отвести в Северодвинск. Но в продырявленный корпус поступала вода, и эсминец было решено бросить на отмели у Соловков.

      Соловецкие колокола искали все лето в море и многочисленных озерах. Удача улыбнулась только в конце сезона – мощные приборы выявили скопления металла в анзерском озере Банном. Детекторы обнаружили что-то именно там, где прятать удобно. Тем более что на данное место – узкую часть водоема – указывают и обитатели побережья. Экспедиция привезла специальную технику – мощные помпы для размывания ила. Для начала со дна достали предметы поменьше – мотки проволоки, старые якоря и 800-литровую бочку. Однако колокол извлечь не удалось.

      Анатолий Каранин, руководитель архангельской группы экспедиции по поиску соловецких колоколов рассказал: «Когда стали размывать вокруг, потому что нужен доступ, произошел выброс газа из недр озера. Мы сидели на лодке, вокруг лодки буквально все вскипело, образовалось два водоворота, и когда всё затихло, мы стали сначала прощупывать, где наш колокол – он опустился ещё на метр ниже».

      Дальнейшие работы по изучению соловецких колоколов решено продолжить в 2006 г.

Отливка новых колоколов
для Соловецкого Спасо–Преображенского монастыря

      В октябре 2005 года было принято решение об отливке на Воронежском колокольном заводе колоколов для Соловецкой обители. Соловецкий монастырь заключил договор с ООО «Вера» (г. Воронеж) на изготовление набора колоколов для звонницы Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Отливка и изготовление колоколов производится по благословению наместника обители архимандрита Иосифа и приурочена к 570-летию основания монастыря.

      Планируется отливка 22-х колоколов: 5 басов (благовестники); 4 тенора (малые благовестники); 6 альтов (средние); 7 трельных (зазвонные). Самый большой весом 14 тонн, самый маленький – 3 килограмма. Они создаются, чтобы возродить уничтоженные в годы гонений на Православную Церковь торжественные колокольные звоны древней Соловецкой святыни. Тональность звучания «До мажор». Поставлена уникальная задача по созданию цельного гармоничного подбора колоколов для одной звонницы.

      В соответствии с церковной традицией на поверхности колоколов будут расположены рельефные изображения икон почитаемых в монастыре престольных праздников, образы преподобных Зосимы, Савватия и Германа; святителя Филиппа, а также новомучеников и исповедников веры Христовой, чьи духовные подвиги вписаны в историю многострадальной обители и многовековую историю Церкви.

      В летописной строке будут запечатлены имена благотворителей и мастеров, приложивших свои старания к созданию колоколов. Образец летописной строки: «Милостью Бога всемогущего при Его Святейшестве Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, священноархимандрите Соловецкой обители и наместнике монастыря архимандрите Иосифе, чаяньем и усердием (имярек) отлит сей колокол в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь в честь его славного 570-летия основания в лето 2005-е (2006-е) от Р.Х. в городе Воронеже на заводе Анисимова В.Н. весом 14 тонн».

      Крупные предприятия и организации, попечители Соловецкого монастыря, частные благотворители, прихожане храма великомученика Георгия Победоносца монастырского подворья в Москве выразили свою заинтересованность в оказании финансовой благотворительной помощи на изготовление колоколов для обители.

Благотворителям
Ваши пожертвования просим направлять
по следующим адресам и реквизитам:

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
164070, Архангельская область, пос. Соловецкий.
Тел.:(8183590) 2-40, (8183590) 2-98.
Архангельское ОСБ № 8637 г. Архангельска. ИНН/КПП 2901056813/292901001.
Р/счет № 40703810704080100066. БИК 041117601; к/с № 30101810100000000601.

Соловецкое подворье в г. Москве
115035, Москва, ул. Садовническая, 6. Церковь великомученика Георгия в Ендове.
Проезд до станции метро «Новокузнецская», далее по ул. Пятницкой в сторону Кремля.
Тел./факс: (095) 951-56-44, 795-39-43.
ИНН 7705051688
Банковские реквизиты:
Р/с 40703810400000000509
в КБ "Славянский кредит"
к/с 30101810200000000788
БИК 044585788

Соловецкое подворье в селе Фаустово
140240, Московская обл., Воскресенский район, село Фаустово, ул. Старая, д.42
Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь
ИНН 5005020592
Р/c 40703810200920141330
МАКБ «Возрождение» г. Воскресенск
к/с 30101810600000000433
БИК0 44525181

Контактная информация:

Соловецкое подворье в г. Москве
115035, Москва, ул. Садовническая, 6. Церковь великомученика Георгия в Ендове.
Проезд до станции метро «Новокузнецская», далее по ул. Пятницкой в сторону Кремля.
Тел./факс: (095) 951-56-44, 795-39-43.

Соловецкое подворье в г. Архангельске
163061, Архангельск, наб. Северной Двины, 77/1. Для писем: а/я 129.
Проезд: от ж/д вокзала автобусом № 54 до ост. «ул. Поморская»; от а/п «Талаги» автобусом № 12 до ж/д вокзала, далее автобусом № 54 до ост. «ул. Поморская". Тел.: (8182) 20-73-13.

Соловецкое подворье в г. Кеми

186601, Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочеостровск, ул. Портовая, 8.
Проезд в Мурманском направлении от ж/д станции г. Кемь. Тел.: (81458) 3-53-68.

Соловецкое подворье в селе Фаустово

140240, Московская обл., Воскресенский район, село Фаустово, ул. Старая, д.42
Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов