![]() О мятежном колоколе и валдайских колокольчикахПоэтическую легенду о происхождении валдайских колокольчиков из обломков разбитого на куски Вечевого колокола Великого Новгорода рассказал в своем «Новгородском предании» поэт Константин Случевский. Автор намеренно соединяет два события новгородской истории, разделенные промежутком почти в целое столетие. В 1478 году Иван III окончательно присоединил Новгород к Москве, запретил вече, вывез в Москву Вечевой колокол. А в 1570 году его внук царь Иван Грозный, заподозрив Новгород в измене, в течение шести недель расправлялся с горожанами. Были убиты тысячи ни в чем не повинных людей, ограблены все новгородские церкви и монастыри. Наиболее тяжелые обвинения по «новгородскому изменному делу» были предъявлены архиепископу Пимену. По сообщению иностранцев, побывавших в эти годы в России, царь, переодев Пимена в скоморошью одежду, приказал посадить его на кобылу, привязать к ней, дать в руки гусли и в таком виде отправил в Москву.
Это, конечно, поэтическое предание, но подлинная судьба Вечевого колокола была не менее удивительной. После присоединения Новгорода к Московскому государству, в ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят. По свидетельству Н.М. Карамзина, «5 марта, вслед за возвращением Ивана III, привезли в Москву славный Вечевой колокол и повесили его на колокольне Успенского собора, на площади». Успенский собор тогда только строился под руководством архитектора Аристотеля Феораванти и был закончен в 1479 году. Там и обрел свое пристанище Вечевой колокол, привезенный в Москву из Великого Новгорода. Но ненадолго. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский «Набатный» или «Всполошный». По указу царя Федора Алексеевича колокол был сослан в 1681 году в Николаевско-Карельский монастырь за то, что звоном своим в полночь испугал его. Но есть и другое свидетельство. Иностранные историки Длугош и Арнт (XVIII в.) отмечают: «В Кремлевском арсенале показывают «Набатный». Уверяют, что сей последний был Вечевой Новгородский». Из книги: Добрынин В. О мятежном колоколе и валдайских колокольчиках © В. Добрынин См. также: Пыляев М.И. Исторические колокола // Старое житье. СПб., 1897. С. 288–320. |
|
Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English | |
|
![]() |