На Востоке колокола появились в первый раз в конце IX века, когда по просьбе Императора Василия Македонянина (867–886) венецианский дож Орсо I (864–881) прислал в Константинополь для вновь сооруженной церкви св. Софии двенадцать колоколов.

      Бароний об этом говорит следующим образом: «Сего лета (865) колоколы у греков начаша употреблятися, егда Урсус-Дож Венецианский колокол к Кесарю Михаилу, прошенный от него, прислал».

      Распространение здесь колоколов подвигалось очень медленно: вследствие старых традиций повсюду употребляли еще била. В 1204 г. крестоносцы начали вводить вновь колокола, но в 1452 г., год завоевания Константинополя турками, они были уничтожены, за немногими исключениями.

      В летописи об этом говорится так: «В лето 6962 [1454], мая в 29 день, взят бысть Царьград безбожным царем Турским, и христианство погубиша, и церкви пограбиша, и кресты и колокола сняша и святых Апостол церкви последи ту пограбиша».

      Судя по некоторым историческим данным, здесь колокола употреблялись не только для религиозных, но и для военных целей.

      Во время осады города царь приказывал «велможам и начальником разделити воином градские стены и стрельницы и врата, и на местех отнюду ти чаяху приступу быти поставите пушки, и пищали, и колокола».

      В 610 году, когда армия Клотара осадила город Сане, то епископ орлеанский Лу, который был заперт в башне церкви Св. Этила, заметив намерение неприятеля пойти на приступ, приказал, чтобы били в набат во все церковные колокола, которые с самого начала осады оставались безмолвными. Звон был так силен, что солдаты Клотара, испугавшись, обратились в бегство, приняв колокольный звон за голос ангела. Со времени падения Иерихона, звук не производил такой паники в армии.

      Святогорец, посетивший в 1843 году Константинополь, рассказывает следующее: «Православных церквей в Константинополе немного, а если и есть, то в роде домовых – без куполов и без звона. Только католический костел имеет колокола, а по какому праву, об этом не могу сказать вам решительно.

      Рассказывают некоторые, будто бы в день его освящения французский посланник приказал ударить во все колокола, без позволения Порты; игра их так пленила чтителей пророка, что с тех пор звон был разрешен в этом костеле. Это, впрочем, невероятно, потому что если бы звон действительно был приятен туркам, то греки и само русское посольство не упустили бы воспользоваться таким случаем».

      Полагают, что турки запрещали звон в колокола под тем предлогом, что будто бы звук их возмущает покой душ витающих в воздухе.

Из книги: Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство.
М., 1912. С. 24–26.


Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов