Н.И. Оловянишников
Колокола в Европе
Назывались колокола первоначально «Кампана», «Campane», производя от провинции Италии-Кампании, «Campanien»; маленькие колокольчики назывались «Нола–Nola», от г. Нола этой провинции.
Название «Кампана» колокола получили от провинции Кампании, где они главным образом изготовлялись; местность эта известна богатыми рудниками и залежами глины, необходимыми материалами для отливки колоколов.
Начав изготовлять для внутреннего употребления, она отсылала свои изделия и в другие страны, где, зарекомендовав себя, изделия её получили название провинции для отличия от подобных же изделий других стран. Этой провинции надо отдать честь изготовления колоколов больших размеров.
Только в восьмом столетии стали называть колокола «Clocam» (Клокем), подходящее к теперешнему их названию; указание это найдено в письме английского аббата Cutbert к немецкому пастору. В IX в. слово «Cloce» встречается и в немецких описаниях.
В Древней Руси колокола назывались также тяжкая, от «тяжких», т.е. сильных, густых звуков больших колоколов. Отсюда и пошла поговорка «во вся тяжкая», что означает «во все колокола».
Середину IX века можно отметить как эпоху всеобщего церковного употребления колоколов не только при монастырях и в городах, но даже и в сёлах.
В продолжение почти десяти веков, количество и вес колоколов каждой церкви рассматривались как знак её важности, как доказательство её богатства и могущества её покровителей. Так, например, обе колокольни Собора Парижской Богоматери заключили в себе 8 больших колоколов, два в Южной башне (Жакелина и Мария) и шесть в северной башне: Габриэль, Вильгельм, Паскье, Тибольд и два небольших колокола; к ним надо прибавить ещё 6 маленьких колоколов, находившихся в срединной башне, всего, следовательно, четырнадцать.
Святой Альдерик, епископ Монский, желая утвердить превосходство своего епископства перед соседними, подарил ему двадцать колоколов.
Бонифаций Восьмой, питавший особую склонность к церкви Св. Анании, возле Рима, увеличил число её колоколов до 7, из которых два были отлиты Андреем и Жаном из Пизы (1292–1295).
Король Роберт, из особого почитания, приказал отлить 5 колоколов, к Святому Эньяну Орлеанскому, которые он и подарил этой церкви. Мы могли бы привести много подобных примеров.
В XVI веке святой Карл Борромейский издал устав, который позволял иметь кафедральным соборам от 5 до 7 колоколов, церквям училищным 3 и только 2 приходским церквям; но это правило, не произведя переворота, не было строго соблюдено, и церкви продолжали владеть числом колоколов пропорционально великодушию их покровителей.
Мы говорим здесь только о больших колоколах, так как во всех религиозных учреждениях было множество колоколов меньшей важности. «Мы знаем, – говорит Жан Гулэн в своем переводе «Rational» Дюрана, – что в церквях имеется пять родов колоколов: бубенчики, звонки, перезвоны двух размеров и собственно колокола. Колокол звонит в церкви, колокола меньшего размера в трапезной, звонок в монастыре и т.д. Но одни только большие колокола, благодаря своему весу и ценности, играли роль и они одни только составляли гордость церкви».
Во время революции во Франции законом 22 Жерминаля IV года было запрещено церковное употребление колоколов. Это запрещение продолжалось шесть лет и только 18 Жерминаля X года было уничтожено циркуляром правительства.
«Епископ, – говорит 48 параграф этого циркуляра, – должен вступить в соглашение с гражданской властью для урегулирования способа созыва молящихся звоном колоколов. Для других же целей звонить в колокола запрещается без разрешения местной полиции».
Из книги: Оловянишников Н.И.
История колоколов и колокололитейное искусство.
М., 1912. С. 23–24.
|