Н.И. Оловянишников
Колокола в Европе
Назывались колокола
первоначально «Кампана», «Campane», производя от провинции Италии-Кампании,
«Campanien»; маленькие колокольчики назывались «Нола–Nola», от г. Нола
этой провинции.
Название «Кампана» колокола получили от провинции Кампании, где они главным
образом изготовлялись; местность эта известна богатыми рудниками и залежами
глины, необходимыми материалами для отливки колоколов.
Начав изготовлять для
внутреннего употребления, она отсылала свои изделия и в другие страны, где,
зарекомендовав себя, изделия её получили название провинции для отличия от
подобных же изделий других стран. Этой провинции надо отдать честь изготовления
колоколов больших размеров.
Только в восьмом столетии
стали называть колокола «Clocam» (Клокем), подходящее к теперешнему их названию;
указание это найдено в письме английского аббата Cutbert к немецкому пастору.
В IX в. слово «Cloce» встречается и
в немецких описаниях.
В Древней Руси колокола назывались также тяжкая, от
«тяжких», т.е. сильных, густых звуков больших колоколов. Отсюда и пошла поговорка
«во вся тяжкая», что означает «во все колокола».
Середину IX века
можно отметить как эпоху всеобщего церковного употребления колоколов не только
при монастырях и в городах, но даже и в сёлах.
В продолжение почти
десяти веков, количество и вес колоколов каждой церкви рассматривались как
знак её важности, как доказательство её богатства и могущества её покровителей.
Так, например, обе колокольни Собора Парижской Богоматери заключили в себе
8 больших колоколов, два в Южной башне (Жакелина
и Мария) и шесть в северной башне: Габриэль, Вильгельм, Паскье, Тибольд и
два небольших колокола; к ним надо прибавить ещё 6 маленьких колоколов,
находившихся в срединной башне, всего, следовательно, четырнадцать.
Святой Альдерик, епископ Монский, желая утвердить превосходство своего
епископства перед соседними, подарил ему двадцать колоколов.
Бонифаций Восьмой,
питавший особую склонность к церкви Св. Анании, возле Рима, увеличил
число её колоколов до 7, из которых два были отлиты Андреем и Жаном из Пизы
(1292–1295).
Король Роберт, из особого
почитания, приказал отлить 5 колоколов, к Святому Эньяну Орлеанскому, которые
он и подарил этой церкви. Мы могли бы привести много подобных примеров.
В XVI веке святой
Карл Борромейский издал устав, который позволял иметь кафедральным соборам
от 5 до 7 колоколов, церквям училищным
3 и только 2 приходским церквям; но это правило, не произведя переворота,
не было строго соблюдено, и церкви продолжали владеть числом колоколов пропорционально
великодушию их покровителей.
Мы говорим здесь только о
больших колоколах, так как во всех религиозных учреждениях было множество
колоколов меньшей важности. «Мы знаем, – говорит Жан Гулэн в своем переводе
«Rational» Дюрана, – что в церквях
имеется пять родов колоколов: бубенчики, звонки, перезвоны двух размеров
и собственно колокола. Колокол звонит в церкви, колокола меньшего размера
в трапезной, звонок в монастыре и т.д. Но одни только большие колокола,
благодаря своему весу и ценности, играли роль и они одни только составляли
гордость церкви».
Во время революции
во Франции законом 22 Жерминаля IV года было
запрещено церковное употребление колоколов. Это запрещение продолжалось шесть
лет и только 18 Жерминаля X года было уничтожено циркуляром правительства.
«Епископ, – говорит 48 параграф этого циркуляра, – должен
вступить в соглашение с гражданской властью для урегулирования способа созыва
молящихся звоном колоколов. Для других же целей звонить в колокола запрещается
без разрешения местной полиции».
Из книги:
Оловянишников Н.И.
История
колоколов и колокололитейное искусство.
М., 1912. С. 23–24.
|