комментарии


Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь

       В середине XIV века суздальско-нижегородские князья Борис и Андрей Константиновичи задумали основать в Суздале монастырь во имя Преображения Господня. По их просьбе в 1352 году настоятель Нижегородского Печерского монастыря преподобный Дионисий прислал в Суздаль своего ученика Евфимия, которому в ту пору было 36 лет. Для основания монастыря было выбрано место над рекой Каменкой на северной окраине Суздаля, и архиепископ Суздальский Иоанн при большом стечении народа водрузил здесь крест. Вскоре на этом месте были построены кельи, ограда и каменный Спасо-Преображенский собор.

       Преподобный Евфимий был игуменом монастыря на протяжении пятидесяти двух лет и умер в 1404 году. Мощи преподобного Евфимия Суздальского были открыты в 1507 году, позднее он был канонизирован.

       В 1445 году у стен Спасо-Евфимиева монастыря произошла битва между войском московского великого князя Василия Тёмного и татарами под предводительством царевичей Якуба и Мануша. Отслужив заутреню в монастыре, великий князь узнал, что татары уже перешли реку Нерль. С полутора тысячью воинов он выступил против царевичей и в первой стычке нанес им поражение, но когда русские стали преследовать отступавших татар, те неожиданно повернули назад и, напав на дружинников Василия Тёмного, нанесли им сокрушительное поражение. Князь Василий, храбро сражавшийся и получивший много ран, был взят в плен вместе со своим двоюродным братом, князем Михаилом Андреевичем (сыном Андрея Можайского). После битвы татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, однако монастырь не жгли и не грабили.

       В 1670–1680-е годы вокруг монастыря были возведены крепостные стены с двадцатью башнями разной формы, с бойницами и амбразурами. Протяженность стен составляет 1200 метров. При этом учитыва лись особенности рельефа местности: со стороны реки, где береговой обрыв сам по себе является естественным укреплением, стены и башни невысоки, зато с юга, где к монастырю подступает ровное плато, стены и башни значительно выше и мощнее.

       В том, что главная линия монастырских укреплений обращена к городу, многие исследователи видят отголоски «бунташного» XVII века – власти создали в Суздале каменный оплот, где в случае чего можно было отбиться от восставших. Спасо-Евфимиев монастырь стал сильнейшей крепостью Владимирской земли. Ещё многие годы спустя в монастыре хранилось старинное оружие и пушки XVII века.

       Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря является, бесспорно, самой красивой крепостной башней в России. Огромная, четырехугольная, высотой в 22 метра, она увенчивается крутым шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Нижний ярус башни хмуро смотрит круглыми «глазами» бойниц. Только два киота для икон выделяются на его стенах. Зато выше – сплошной ковер белокаменного узорочья, особенно ярко вырисовывающегося на кирпично-красном фоне башни. Надвратная Благовещенская церковь, вероятно, построена в XVI веке, хотя впервые она упоминается как каменная только в 1628–1629 годах.

       Главное здание монастыря – Спасо-Преображенский собор. Он построен в середине XVI  века. В XVII столетии его украсила богатая наружная роспись. К юго-восточному углу собора примыкает небольшая придельная церковь, которая была построена гораздо раньше основного храма – в 1507–1511 годах. Она сооружена над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Собор расписан в 1689 году артелью костромских мастеров во главе со знаменитыми Гурием Никитиным и Силой Савиным. Совершенно в духе этих мастеров росписи стен Спасо-Преображенского собора производят впечатление узорчатого цветистого ковра. Среди сюжетов росписи – портреты царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо.

       Роспись Евфимиевского придела посвящена сценам из жития преподобного Евфимия Суздальского. Среди них интересен необычный сюжет: св. Евфимий руководит монастырским строительством с чертежом в руках.

       В Спасо-Преображенском соборе находилась очень древняя Корсунская икона Божьей Матери, привезенная из Греции первым епископом Суздальским Фёдором. Серебряная риза для этой иконы была сделана в 1590 году по заказу Демида Ивановича Черемисинова, казначея при царе Фёдоре Ивановиче. В ризнице монастыря хранились богатые вклады князя Пожарского.

       Звонница монастыря построена в первые десятилетия XVI  века. В дальнейшем она неоднократно перестраивалась. В основании звонницы была устроена маленькая церковка но имя Рождества Иоанна Предтечи. Возможно, что её появление связано с рождением у Василия III в 1530 году наследника Ивана – будущего Ивана Грозного. В 1599 году к первоначальному зданию звонницы был пристроен еще один пролёт, а в 1691 году – ещё два. Все сооружение увенчано палаткой – «часозвоней». Когда-то на ней стояли часы «с боем», а ныне от них остался только круг циферблата. Звонницу украшали очень старые колокола, самый древний из которых датировался 1560 годом.

       Монастырская трапезная с шатровой церковью Успения построена около 1525 года. Трапезная палата некогда была расписана фресками, но от них уже ничего не осталось.

       Спасо-Евфимиев монастырь иногда называли «русской Бастилией». Еще в XVIII веке здесь была устроена тюрьма для «безумствующих колодников». Сюда ссылали на покаяние опальных сановников и лиц духовного звания, всевозможных сектантов и еретиков, здесь находились заключении некоторые участники пугачевского восстания и декабрист Ф.П. Шаховской.

       В Спасо-Евфимиевском монастыре погребен князь Иван Васильевич Стрига-Оболенский, один из лучших воевод Василия Тёмного, известный своими победами над князем Дмитрием Шемякой при Костроме и над новгородской ратью под Рузой. В монастыре похоронены и некоторые из князей Хованских, а также весь род князей Пожарских, включая самого национального героя России князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В 1612 году, когда земское ополчение уже шло освобождать Москву, князь Пожарский, оставив дела Кузьме Минину и князю Ивану Андреевичу Хованскому, специально приехал в Спасо-Евфимиев монастырь – «проститься у гробов родительских» и нагнал своё войско уже у Ростова Великого.

       Над могилой спасителя России был установлен прекрасный мраморный памятник. После переворота 1917 года памятник был снесен, и даже само место могилы князя Пожарского утеряно. Известно только, что она находилась к востоку от собора, против его алтаря.

       После 1917 года в монастыре размещались воинские части, был концлагерь, а во время войны – лагерь для военнопленных. В частности, здесь содержался взятый в плен под Сталинградом фельдмаршал Паулюс.

См.: Самые знаменитые монастыри и храмы России / Сост. А.Ю. Низовский. М., 2001. С. 141–144


в   Москве
  Московский Кремль
   
в   Санкт-Петербурге и его пригородах
  Санкт-Петербург
  Петергоф
   
в   Киеве
  Софийский собор
  Киево-Печерская лавра
  Михайло-Златоверхий монастырь
   
в   Ростове Великом и его окрестностях
  Ростовский кремль, лето 2003
  Ростовский кремль, весна-лето 2004
  церковь Иоанна Богослова на реке Ишне
   
в   Ярославле
  церковь Ильи Пророка
  ярославские храмы
   
во   Владимирской губернии
  Успенский собор во Владимире
  Дмитриевский собор во Владимире
  Суздаль
  церковь Покрова на Нерли
  село Боголюбово
   
в   Вологодской губернии
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Ферапонтов монастырь

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов