Ростов Великий. Кремль

      Так по традиции называется центральный архитектурный ансамбль города, состоящий из городского Успенского собора, соборной звонницы и митрополичьего двора со стенами, башнями, двумя надвратными храмами (Воскресения Христова и Иоанна Богослова), церквей Григория Богослова, Спаса Преображения на Сенях и др., а также митрополичьих палат и многочисленных служб. Создание ансамбля митрополичьего двора приписывается мастеру П.И. Досаеву.

       Митрополичий двор строился иждивением митрополита Ионы Сысоевича, который перед этим был блюстителем (в связи с опалой патриарха Никона) патриаршего престола. Попав тоже в опалу, Иона Сысоевич, видимо, думал осуществить свои мысли о приоритете церкви над светской властью в виде грандиозного культового ансамбля, своего рода «священного града». Но сила мирских тенденций в русской архитектуре XVII в. была такова, что в ансамбле, над созданием которого трудилась большая артель мастеров, оказалась очень заметной народная светская струя.

       Успенский собор. Построен в XVI в. (по другим данным – в конце XV в.) на основаниях двух предшествовавших ему княжеских соборов XII и XIII вв. Большой шестистолпный пятиглавый храм соборного типа несет на себе отзвуки владимиро-суздальской традиции в виде аркатурного фриза, но помимо фриза имеет дополнительные горизонтальные членения, отражающие классические тенденции.

       Звонница. Сооружена в два приема между 1682 и 1687 гг. К трехпролетному объему примыкает однопролетная башня для самого большого колокола – «Сысоя» (имя отца Ионы). Композиционно восходит к северорусским звонницам. Близка к звоннице Московского Кремля. Слева направо колокола: «Сысой» (2000 пудов; отлит в 1681 г. мастером Флором Терентьевым), «Полиелейный» (1000 пудов; отлит в 1683 г. мастером Филиппом Андреевым), «Лебедь» (500 пудов; отлит в 1682 г. тем же мастером), «Баран» (80 пудов; отлит в 1654 г. мастером Емельяном Даниловым). Знаменитые «ростовские звоны» существовали на разные службы и отличались высокой торжественностью и красотой. Записаны на грампластинку при помощи искусствоведа Н.Н. Померанцева.

       Церковь Воскресения Христова. Надвратный храм в северной части стены, выходящей к Успенскому собору. Построен митрополитом Ионой Сысоевичем в 1670 г. В нижнем ярусе – три арки. Над ними – галерея, охватывающая храм с трех сторон. Стены завершены не закомарами, а треугольными фронтончиками. Пятиглавие на глухом своде (внутри нет столпов). Живописный декор низа и гладкие стены верха – признак архитектуры переходного времени. Храм фланкирован двумя цилиндрическими башнями (новшество ростовского зодчества, повторенное в надвратном храме Борисоглебского монастыря), что придает западному фасаду храма замковый облик. Другой распространенной чертой ростовской архитектуры XVII в. является замена иконостаса каменной алтарной преградой на высокой солее. Роспись просторного интерьера, выполненная около 1675 г., приписывается ярославским художникам Севастьяну Дмитриеву и его сыну Лаврентию, с которыми трудились, конечно, и другие мастера. На паперти, как обычно, расположены библейские и апокалипсические сюжеты. Стенопись главного помещения посвящена в основном событиям из жизни Христа.

       Церковь Григория Богослова. Построена одновременно с церковью Воскресения и схожа с ней по архитектуре (но без арочного проема и фланкирующих башен). Находится за стеной юго-западного угла Митрополичьего двора, где был так называемый Григорьевский затвор – одно из ранних культурно-просветительных учреждений России, из которого вышли Стефан Пермский, Епифаний Премудрый и другие. Церковь Григория Богослова заметно ниже других, но, несмотря на то, что она вынесена за ограду митрополичьего двора, составляет с ним одно неразрывное целое.

       Красная палата. Находится в юго-западном углу двора. Построена в 1672–1680 гг. (известна также как «Государева»). Двухэтажная г-образная в плане, с большим одностолпным залом во втором этаже.

       Церковь Спаса на Сенях. Находится в юго-восточной части двора. Построена в 1675 г. над каменными погребами. Входит в единый комплекс с Белой (столовой) палатой. Одноглавый с пофронтонным завершением бесстолпный храм лаконичных форм, несущий черты деревянного зодчества. Внутри имеет каменную алтарную стенку на высокой солее. Соединение храма с палатами превращает его в домовую церковь, что обусловило особое внимание к его оформлению. Для лучшего резонанса в стены вделаны большие голосники. Роспись храма выполнена в 1670-х гг. «ростовским попом Тимофеем», волгожанином Дмитрием Степановым, ярославцами Иваном и Федором Карповыми. Фреска южной стены «Шествие на Голгофу» позволяет судить о противоречивых тенденциях ростовской стенописи XVII в. (композиционная слаженность довольно реалистически трактованных фигур Христа, разбойников и воинов с заметно «готизированными» пропорциями), типологически сопоставимой с живописью позднего треченто.

       Церковь Иоанна Богослова. Второй надвратный храм, построенный в 1683 г. в середине западной стены. Композиционно очень близок церкви Воскресения, но имеет на фасадах изящную килевидную аркатуру, воспроизводящую аркатуру Успенского собора. Пропорции храма и прежде всего барабанов глав более вытянутые, что делает церковь Иоанна Богослова самым изящным сооружением митрополичьего двора. Особенно художествен его восточный фасад, останавливающий внимание артистизмом сочетания гладкого низа с тонко декорированным верхом здания (то есть обратное тому, что сделано в Воскресенской церкви). Высокий просторный интерьер храма так же пышно расписан (ок. 1683 г.), как и в церкви Воскресения. Фрески по стилю тоже близки Воскресенским. Фрагмент росписи «Авраамий Ростовский перед князем Владимиром» показывает характерное для живописи XVII в. новеллистическое толкование сюжета: в нижней части композиции изображен Авраамий, едущий на суд на понуром коне, в то время как сопровождающий его воин гарцует. Это говорит о живучести цельно-поэтического мировоззрения, уходящего корнями в эпоху «Слова о полку Игореве».

       См.: Ростов Великий. Кремль // Старые русские города. Справочник-путеводитель 
/ Сост. Г.К. Вагнер. М., 1984. С. 386–358

Ростовский архиерейский дом

       Ростов – один из древнейших русских городов и одна из первых русских епископий. Впервые летопись упоминает его под 862 годом, и хотя эту дату нельзя считать достоверной, археологические данные свидетельствует, что город существовал уже в Х–XI веках. При сыне Ярослава Мудрого, князе Всеволоде Ярославиче, в Ростове была учреждена епископская кафедра. Первый епископ Ростова, Леонтий, был убит в 1071 году язычниками.

       В 1651 году ростовским митрополитом стал Иона Сысоевич, вошедший в историю своим невиданным по размаху каменным строительством. С его именем связано появление шедевра древнерусского зодчества – ансамбля Ростовской митрополии, которую чаще именуют Ростовским Кремлём.

       Имя ростовского митрополита Ионы Сысоевича было на долгие годы предано забвению. Он родился около 1600 года в ростовском селе Ангелово. Митрополит Ионе прожил долгую жизнь, почти целый век, и умер в глубокой старости, в 1691 году. Сорок лет, с 1651 по 1691 год, он управлял Ростовской митрополией с коротким перерывом, когда в течение двух лет возглавлял Русскую православную церковь в качестве местоблюстителя патриаршего престола, после того как патриарх Никон удалился в добровольную опалу в Новый Иерусалим.

       Митрополит Иона был великим строителем, и в отличие от многих иных строителей ему ни разу не изменил вкус и чувство гармонии. Митрополита Иону часто называют строителем-художником. В историю ростовской митрополии он вошел как неутомимый созидатель редкостных по красоте ансамблей. Стараниями митрополита Ионы созданы Ростовский кремль, постройки близлежащих монастырей – Борисоглебского, Белогостицкого, Зачатиевского, Угличского Воскресенского. В своём родном селе Ангелове митрополит Иона построил огромный деревянный храм, имевший 365 окон – по числу лет в году. Не все детища Ионы Сысоевича дошли до наших дней, многое было варварски уничтожено в советское время, но сохранившиеся сооружения вошли в золотой фонд русского зодчества. Имя митрополита Ионы достойно быть упомянуто в ряду выдающихся церковных деятелей России.

       Грандиозный ансамбль Ростовской митрополии, создававшийся с начала 1670-х годов на протяжении двадцати лет, является своеобразным городом в городе, обнесённым высокими, крепостного вида, стенами с одиннадцатью башнями. Пять угловых, четыре въездных и две дозорные башни имеют различную форму кровель. Их шатровые и «кубоватые» завершения, в сочетании с островерхими дымниками и пятиглавиями церквей, создают удивительно красивую картину города-сказки, «града Китежа», особенно впечатляющую со стороны озера Неро. Ростовский кремль часто сравнивают с музыкой, застывшей в камне, с величавой песней.

       Ансамбль Ростовской митрополии сложился из трёх ранее не связанных друг с другом территорий: Успенского собора, Григорьевского затвора и архиерейских палат. При сооружении кремля постройки XVI века были сохранены и включены в объемы новых зданий.

       Величественный ростовский Успенский собор стоит в центре древней городской площади. Образцами для него послужили Успенский собор в Москве и Успенский собор во Владимире. Ростовский Успенский собор построен в XVI в. на месте более древнего храма.

       «Храм сей по своему зодчеству и по обширности – один из лучших нашего отечества», – писал в XIX веке известный путешественник по святым местам А.Н. Муравьев. Высота Успенского собора составляет 48,3 метра, длина – 29,5 метра.

       Его история восходит к временам св. равноапостольного князя Владимира, когда в Ростове впервые была построена христианская церковь – деревянная, во имя Успения Богоматери. За 800 лет своей истории собор не раз горел, рушился и перестраивался. В Смутное время он был разграблен, с гробницы святителя Леонтия, ростовского чудотворца, была сорвана семипудовая позолоченная рака. К счастью, само здание собора не пострадало.

       При митрополите Ионе Сысоевиче с юга к собору пристроили паперть. Тогда же были поставлены новые купола. Западный вход получил решетчатые «затворы», выполненные ростовским кузнецом Максимом Гордеевым в 1696 году.

       В соборе покоились мощи четырех святителей Ростовских – знаменитых Ростовских угодников, канонизированных православной церковью: св. Леонтия, первого христианского просветителя Ростова (погиб в 1288 году); св. Исайи, третьего епископа Ростова; св. Игнатия, епископа Ростовского; св. Федора, архиепископа Ростовского, основателя Симонова монастыря, племянника преподобного Сергия Радонежского (ум. в 1395 году). К мощам Ростовских угодников ежегодно стекалось огромное количество паломников.

       Успенский собор издревле служил усыпальницей ростовских князей и архиереев. В соборе были погребены ростовские митрополиты Варлаам  I , Иона  I , Кирилл, Варлаам  II, Иона Сысоевич и Иоасаф. Здесь же находилась гробница легендарного князя Василька Ростовского, плененного и убитого татарами по приказу Батыя в 1238 году.

       Среди икон Успенского собора особенно выделялась чудотворная икона Богоматери, написанная в XI  веке первым русским иконописцем, иноком Киево-Печерской лавры преподобным Алимпием. Ее привез в Ростов князь Владимир Мономах.

       Собор был расписан в 1659 и 1669-1671 годах ярославскими и костромскими мастерами Севастьяном Дмитриевым, Иосифом Владимировым, Дмитрием Григорьевым, Гурием Никитиным, Силой Савиным, Василием и Константином Афанасьевыми, Иваном и Федором Карповыми. Фрески частично переписывались в 1779 году, а в 1843 году их полностью закрыла масляная живопись. В 1950-х годах древние росписи были частично раскрыты. На этих великолепных, праздничных фресках, сверкающих голубизной, золотистыми переливами, палевыми, зелеными и розовыми тонами, изображены библейские и евангельские сцены, Страшный суд, святых, священнослужителей. В них проявляется любование красотой Божьего мира, оставляя впечатление волнующе-сказочного видения. Л.Д. Любимов называет живопись ростовских храмов лебединой песней древнерусского искусства, чудесной и незабываемой. Ростовские фрески отличаются редкой динамичностью и драматизмом. Наряду с основными тонами в них широко применены полутона – вишневый, малиновый, красно-коричневый, темно-синий, васильковый, изумрудный, песочно-желтый, лимонный.

       Огромный позолоченный иконостас Успенского собора выполнен в 1730-1740-х годах в стиле русского барокко. Основная часть икон относится к XVIII  веку, так как более старые иконы погибли в пожаре, случившемся в 1730 г.

       Рядом с Успенским собором находится знаменитая ростовская звонница, построенная в 1682-1687 годах митрополитом Ионой. Ее колокола прославились на всю Россию своим «малиновым звоном» благодаря особому, уникальному подбору колоколов. Всего по заказу митрополита Ионы их было отлито 13. Самый большой, весом в 2000 пудов, отлил в 1681 году мастер Флор Терентьев. Этому колоколу было дано имя «Сысой», его празднично-торжественный бас слышался на двадцать верст окрест. 1000-пудовый «Полиелейный» и 500-пудовый «Лебедь» отлил в 1682-1683 годах мастер Филипп Андреев сыном Киприяном. Великопостный колокол «Голодарь» весом в 140 пудов был слит из старых колоколов в XIX  в. 80-пудовый «Баран» отливал в 1654 году мастер Емельян Данилов. В XVII  веке отлиты и 30-пудовый «Красный», и 20-пудовый «Козел». Остальные шесть колоколов названий не имеют, и время их изготовления не известно.

       Ростовским звонарям было известно несколько звонов, «приличных» тому или иному случаю. Величественный, плывущий Ионинский звон отличался большой торжественностью. Его исполняли пять звонарей. Двое раскачивали язык «Сысоя» со скоростью 42 удара в минуту. Третий звонарь звонил в «Полиелейный» – его удары должны звучать одновременно с ударами «Сысоя». Четвертый в определенном ритме и последовательности бил в шесть колоколов, а пятый – в остальные четыре.

       Праздничный Георгиевский звон отличался очень красивым малиновым перезвоном. Быстрый, летящий Колязинский звон имел плясовой темп. Позднее к ростовским звонам добавился еще один – Ионафановский, созданный в XIX -м столетии лучшим знатоком ростовских звонов А.А. Израилевым, ростовским протоиереем. Им же были изготовлены камертоны, воспроизводящие звучание ростовских колоколов.

       К соборной площади примыкает резиденция ростовских митрополитов. Ростовский кремль построен так, что пройти по его галереям можно от храма к храму и от палаты к палате, не спускаясь на землю. Въезды в резиденцию украшают высокие надвратные храмы – церковь Воскресения, церковь Иоанна Богослова и церковь Спаса на Сенях, нарядные и одновременно монументальные.

       Как считают, строителем главных зданий Ростовского кремля был каменных дел подмастерье Петр Иванович Досаев. В Москве в то время зодчество уже приобретало формы навеянного европейским влиянием барокко. Ростовские же храмы построены в согласии с древней традицией.

       Надвратная пятиглавая церковь Воскресения Господня выходит главным фасадом на Соборную площадь. Она построена в 1670 году. Наружные стены покрыты кафелем и лепниной. Старинные железные ворота расписаны в XVIII  веке по заказу митрополита Арсения Мациевича эмблематическими фигурами. Церковь расписывала артель ярославских и костромских мастеров во главе с Дмитрием Григорьевым в середине 1670-х годов.

       Над западными, московскими воротами возвышается надвратный храм Св. Иоанна Богослова, богато украшенный изразцами. Это одна из самых вдохновенных и изысканных церквей во всем ансамбле Ростовской митрополии.

       Изящный пятиглавый храм св. Григория Богослова находится на территории бывшего Григорьевского затвора – так в XIV–XVI  веках назывался небольшой Григорьевский монастырь, из стен которого вышли такие известные деятели церкви, как св. Стефан Пермский – просветитель коми-зырян и духовный писатель Епифаний Премудрый, автор «Жития Сергия Радонежского» и «Жития Стефана Пермского». При строительстве митрополии территория древнего монастыря была обращена в митрополичий сад, а рядом была возведена церковь во имя св. Григория Богослова. После упразднения Ростовской митрополии церковь долгое время находилась в запустении и была восстановлена к 1883 году, к 500-летней годовщине посвящения в епископы святителя Стефана Пермского, который в этом храме некогда был пострижен в иноки.

       Покои ростовских митрополитов – Самуилов корпус – построены в XVI  веке мастером Григорием Борисовым и перестроены при митрополите Ионе Сысоевиче. В конце XVIII  века корпус был надстроен на один этаж и позднее приспособлен для размещения в нем Ростовского духовного училища.

       Белую палату Ростовского архиерейского дома сравнивали с московской Грановитой палатой. Могучие своды опираются на круглый столб в центре палаты. Некогда она служила местом собраний духовенства, трапез, церемоний. Святитель Дмитрий Ростовский принимал здесь Петра Великого  I . С 1880-х годов в Белой палате находился музей.

       К Белой палате примыкает сооруженная в 1675 году одноглавая домовая церковь Спаса на Сенях. Ее фрески выполнены «ростовским попом Тимофеем», изографом из Вологды Дмитрием Степановым и костромичами Иваном и Федором Карповыми.

       Царский путевой дворец – Палата для пришествия государей построена в 1680-х годах. На втором ее этаже находится Красная палата, предназначенная «для присутствия государева». Своды обеих палат, Белой и Красной, были покрыты фресками.

       После Ионы Сысоевича ничего значительного в Ростовском Кремле почти не возводили. Только при преемнике Ионы, митрополите Иоасафе Лазаревиче, в 1698 году была построена небольшая одноглавая церковь Богоматери Одигитрии.

       После перевода митрополии из Ростова в Ярославль кремль запустел. Он поступил в гражданское ведомство. Здания бывшей митрополии заняли винные и соляные склады, учреждения, лавки. В кремле устроили склады спирта, ледники для трактирщиков, кремлевский пруд был засорен, а в храме Григория Богослова устроили скотобойню. Кремль начал быстро разрушаться и приходить в упадок. Церкви стояли с выбитыми окнами, здания потихоньку разбирались на стройматериалы. Была разобрана Часобитная башня, началась разборка Палаты для пришествия государей. Ставился даже вопрос о полной разборке кремля и строительстве на его месте новых торговых рядов. И только в 1880-х годах группа местных и столичных поборников старины выступила в защиту Ростовского кремля.

       Своему возрождению Ростовский кремль обязан прежде всего Андрею Александровичу Титову – местному уроженцу. При то непосредственном участии памятники кремля были восстановлены. В Белой палате, а затем и в Княжьих теремах был устроен Музей церковных древностей. После переворота 1917 года все постройки монастыря были переданы в ведение местного краеведческого музея.

       В 1953 году смерч, пронесшийся над Ростовом, нанес кремлю огромные разрушения. Восстановление его велось в 1954-1960 годах. Была восстановлена, в частности, Красная палата, которую А.А. Титов считал «погибшей безвозвратно от руки невежества». Реставрационные работы велись под руководством В.С. Баниге.

       Ныне в кремле размешается Ростовский архитектурно-художественный музей-заповедник.

См.: Самые знаменитые монастыри и храмы России / Сост. А.Ю. Низовский. М., 2001. С. 148–154



в   Москве
  Московский Кремль
   
в   Санкт-Петербурге и его пригородах
  Санкт-Петербург
  Петергоф
   
в   Киеве
  Софийский собор
  Киево-Печерская лавра
  Михайло-Златоверхий монастырь
   
в   Ростове Великом и его окрестностях
  Ростовский кремль, лето 2003
  Ростовский кремль, весна-лето 2004
  церковь Иоанна Богослова на реке Ишне
   
в   Ярославле
  церковь Ильи Пророка
  ярославские храмы
   
во   Владимирской губернии
  Успенский собор во Владимире
  Дмитриевский собор во Владимире
  Суздаль
  церковь Покрова на Нерли
  село Боголюбово
   
в   Вологодской губернии
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Ферапонтов монастырь

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов