комментарии



Софийский собор в Киеве

       Ансамбль Софийского собора. В древности в него входили и сооружения двух патрональных монастырей – св. Георгия и св. Ирины. Постройки этих монастырей не сохранились. До нашего времени дошел только Софийский собор. Вместо существовавших в XI в. деревянных зданий были построены в конце XVII в. колокольня, в конце XVII – начале XVIII в. ограда с южной башней, в XVIII в. митрополичий дом, брама Заборовского, трапезная, бурса и братский корпус.

       Софийский собор (1017/19–1031/32 гг.) в плане является крестово-купольной постройкой, основное пятинефное ядро ее окружено двухэтажной обстройкой (внутренними галереями) и внешними открытыми аркадами-галереями (42 х 55 м). Двенадцать крещатых опорных столбов пятинефного объёма несут тринадцать куполов на световых барабанах. Помещения под хорами в первом ярусе перекрыты купольными сводами. Такими же купольными сводами перекрыты двенадцать квадратных в плане помещений в первом и столько же на втором этаже внутренних галерей. Тринадцать куполов на световых барабанах пятинефного ядра собора и двенадцать купольных сводов второго этажа внутренних галерей – всего двадцать пять – придавали особую выразительность первоначальному пирамидальному силуэту храма. (Составитель известия «Список городам русским дальним и ближним» двадцать пять куполов храма св. Софии ошибочно приписал Десятинной церкви.) Необычайно большие размеры собора и двухэтажные обстройки не культового назначения обусловлены тем, что в нем находились резиденция митрополита, архив, библиотека, скрипторий и школа. Для архитектуры этого здания характерно обилие на фасадах лопаток, отвечающих членению его внутреннего пространства опорными столбами, а стен галерей и апсид – нишами. Храм выполнен в смешанной кладке (опус микстум), скрытой под первоначальной обмазкой – штукатуркой. Кровля в древности была свинцовая, уложенная на своды. Перекрытие внешних галерей было, вероятно, деревянным в виде плоских потолков, а кровля – односкатная, тесовая.

       Как внешний облик Софийского собора, так и его интерьер отмечены богатством ритмических повторов, иерархией помещений, обилием арок, создающих сложный рисунок при зрительно-моторном восприятии. Как в силуэте господствует купол на высоком барабане, так в интерьере – пространство средокрестия. В храме сохранились мозаики (ок. 260 кв. м) и фрески (ок. 2000 кв. м). По полноте сюжетов и сохранности они принадлежат к одним из лучших ансамблей в мировом искусстве. Архитектура собора и иконография изображений типичны для византийских крестово-купольных построек, но имеют, однако, отличия. К трехнефному византийскому храму в Киеве добавлено два дополнительных нефа: в честь св. Георгия, патрона Ярослава Мудрого, и в честь архангела Михаила, покровителя Киева и княжеских дружин; в оформление этих нефов введены сюжеты из деяний святого Георгия и архангела Михаила.

       Мозаикой, как наиболее драгоценным материалом, украшены центральная апсида и купол с подпружными арками. В зените купола изображены Христос Вседержитель в окружении архангелов (сохранился один), в простенках барабана – двенадцать апостолов (уцелела полуфигура апостола Павла), в парусах – четыре евангелиста (полностью сохранилась фигура Марка), на столбах алтарной арки – композиция «Благовещение», в апсиде – Богоматерь-Оранта, ниже – сюжет «Евхаристия», а под ней  – святители. Все остальные части храма украшены фресками. В них главное место отведено новозаветным сюжетам, как и в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, где акцент сделан на событиях Нового завета. Алтари Иоакима и Анны, Петра и Павла расписаны на темы их жизни и деяний.

       На трёх стенах западной ветви главного нефа был написан ктиторский портрет семейства Ярослава Мудрого. Вне среднекрестья на столбах представлены одиночные фигуры святых, а в арках и куполах – полуфигуры. На стенах хор фрески исполнены на темы прообразов евхаристической жертвы: «Три отрока в пещи огненной», «Троица ветхозаветная», «Жертвоприношение Авраама», «Встреча Авраамом трёх путников», «Пир в Кане Галилейской» и др. Стилистически все эти мозаики и фрески тесно связаны с византийским искусством Х – первой половины XI в. Но в софийских произведениях нет преувеличенного византийского спиритуализма, их образы полны величавого спокойствия и мужественной силы. Художники любят мощные фигуры, фронтальные позы, крупные черты лица, большие, широко раскрытые глаза. Многочисленные сюжеты и одиночные фигуры создают величавое и торжественное эпическое повествование. Мозаики и фрески монументальны и возвышенны, в них воплощено сверхличное этическое начало. Колористическим богатством, ясностью композиций, органическим единством с архитектурой они принадлежат к самым выдающимся произведениям мирового искусства. В 1054 году в храме в мраморном саркофаге был похоронен Ярослав Мудрый. В 1743–1744 гг. был изготовлен резной позолоченный иконостас, от которого сохранился первый ярус.

       Колокольня Софийского собора первоначально (конец XVII в.) имела три яруса. В плане она прямоугольная, разделена двумя поперечными стенами на три части. В первом ярусе в средней части расположен проезд, а в боковых – помещение для привратника и лестница на второй ярус; внутренним стенам на фасадах отвечают пилястры, наложенные одна на другую. Второй и третий ярусы на главном и дворовом фасадах имеют те же членения, и только проезды в первом ярусе оформлены как роскошные порталы . Во время пожара в 1744 г. колокольня пострадала и была «разбивала мало не до звонов». В 1744–1748 гг. её восстановили, украсив лепными орнаментальными и сюжетными рельефами и увенчав куполом с высоким позолоченным шпилем. В 1851–1853 гг. был надстроен четвертый ярус, восьмигранный в плане, увенчанный куполом грушевидной формы, после чего вся высота ее с крестом достигла 60 м.

       Первоначально колокольня была окрашена в бирюзовый цвет, белыми были только карнизы, тяги панелей, наличники и лепные рельефы и орнаменты. Архитектурно-художественная выразительность ее фасадов достигнута смелым сочетанием прямоугольных, криволинейных, треугольных и скошенных элементов обрамлений с выступающими пилястрами и глубоко врезанными нишами, сопоставлением их с плоскостями интенсивно окрашенных стен. Архитектурное совершенство этого здания позволяет поставить его в ряд лучших произведений украинского барокко.

       Митрополичий дом начат строительством в 1722 г. В 1731–1747 гг. был возведен второй этаж, а в 1757 г. главный и противоположный ему фасады украшены барочными фронтонами сложных очертаний. В плане это здание (40 х 20 м) получило вид вытянутого прямоугольника с гранёными апсидами домовых храмов по сторонам среднего прямоугольного помещения. Широкие лопатки, отвечающие внутреннему членению дома, различная обработка окон, широкий фриз, разделяющий фасады по горизонтали на два этажа, высокие фигурные фронтоны с живописью на главном фасаде формируют архитектурный облик этой одной из лучших светских построек украинского барокко.

       Брама Заборовского  – главный въезд в Софийское подворье в XVIII в. Сооружена в 1746–1748 гг. архитектором И.Г. Шеделем. Название ворота получили по имени их заказчика – митрополита Рафаила Заборовского, знатока и любителя искусства, архитектуры, просвещения. Первоначально въезд со стороны улицы и двора был отмечен арочными проездами (3,5 х 3,5 м), завершенными высокими фигурными фронтонами (высота 12 м) и украшенными лепными орнаментами. Во второй половине XIX века боковые помещения и арка со стороны двора были разобраны, после чего осталась только внешняя арка с фронтоном. Теперь брама фланкирована двумя парами колонн с коринфскими капителями, поставленными под углом к плоскости ее фасада, как в перспективных порталах. За колоннами уступом расположены филенчатые пилястры, наложенные одна на другую. В тимпане арки, в окружении орнамента, изображен герб Заборовского – пылающее сердце. На коринфские колонны опирается трехцентровая арка, над ней возвышается фигурный фронтон, в центре которого помещен овал с митрой в пальмовых ветвях – знак духовного звания митрополита. Фигурный фронтон сплошь покрыт сочным лепным орнаментом, имеющим прямые аналогии в орнаментах картушей и гербов на гравюрах старопечатных книг. Сложность композиции, необыкновенная пышность и красота лепного декора этих ворот являются наиболее ярким выражением архитектурной эстетики украинского барокко.

       См.: Ансамбль Софийского собора // Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель. М., 1982. С. 404 – 407


в   Москве
  Московский Кремль
   
в   Санкт-Петербурге и его пригородах
  Санкт-Петербург
  Петергоф
   
в   Киеве
  Софийский собор
  Киево-Печерская лавра
  Михайло-Златоверхий монастырь
   
в   Ростове Великом и его окрестностях
  Ростовский кремль, лето 2003
  Ростовский кремль, весна-лето 2004
  церковь Иоанна Богослова на реке Ишне
   
в   Ярославле
  церковь Ильи Пророка
  ярославские храмы
   
во   Владимирской губернии
  Успенский собор во Владимире
  Дмитриевский собор во Владимире
  Суздаль
  церковь Покрова на Нерли
  село Боголюбово
   
в   Вологодской губернии
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Ферапонтов монастырь

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов