комментарии



Киево-Печерская лавра

       Киево-Печерский монастырь возник в первой половине XI в., когда в пещерах, получивших позже название Дальних, обосновались первые монахи. Вскоре они возвели здесь деревянную церковь Богородицы. Часть братии ввиду тесноты переселилась в другие пещеры, названные затем Ближними. В 1062 г. на поле, подаренном монастырю князем Изяславом Ярославичем, была сооружена Успенская деревянная церковь. В 1073–1078 гг. вместо неё построили каменный Успенский собор (не сохранился).

       Троицкая надвратная церковь (1108 г.; реставрация 1722–1729 гг., в плане 11 х 11,5 м, высота в интерьере 14,85 м). В первом ярусе, разделенном стенами на три части, в центральной находится арочный проход, а в боковых – служебные помещения. На втором ярусе – крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, с тремя апсидами в толще восточной стены храм. Внутреннее членение здания опорными столбами и сводчатые перекрытия нефов выявлены на фасадах лопатками и арками-закомарами. В 1731–1734 гг. с северной стороны был пристроен притвор с лестницей для входа в церковь, в её интерьере исполнен резной позолоченный иконостас и его иконы, а стены расписаны в стиле барокко художниками Ф. Павловским, И. Максимовичем, М. Якубовским, И. Кодельским под руководством А. Галика. В росписях большое место отведено евангельским сюжетам, многие из них в апокрифической редакции. Тёплым человеческим чувством окрашены композиции «Крещение эфиопа», «Милосердный самаритянин» и др. Все они исполнены с большой свободой, отличаются широким декоративным письмом и гармонией красочных сочетаний. Многие сцены написаны на фоне пейзажей, окутанных дымкой, либо в интерьерах или в архитектурном окружении. Некоторым персонажам приданы портретные черты знатных современников.

       Церковь Всех Святых (1696–1698 гг.) поставлена над хозяйственным проездом. В плане она крестовая, пятикупольная, но повторяет структуру украинских деревянных храмов (по осям 21,5 х 19 м, высота интерьера до зенита среднего купола 21,5 м). Грани объёмов на фасадах оформлены пилястрами с большим числом горизонтальных поясков, окна – полуколонками и фигурными фронтончиками, а стены – нишами разнообразной формы. Купола увенчаны барочной формы главками с фонариками. Живописность внешнего вида здания усилена расчленением объёмов и их энергичным пластичным оформлением, что придает ему торжественность и нарядность. Высотно раскрытое внутреннее пространство верхов с заломами впечатляет гармонией слияния центрального и боковых верхов. Пышность интерьера храма усиливает пятиярусный иконостас, виртуозная позолоченная резьба которого прекрасно выделяется на красном фоне.

       Колокольня Успенского собора (1731–1744 гг., архитекторы Ф. Васильев и И.Г. Шедель) является вертикальным акцентом ансамбля монастыря. Шестнадцатигранное в плане (по осям 28,8 м) здание имеет четыре яруса и увенчано грушевидным барочным верхом с фонариком и главкой. Вся высота его с крестом 96,5 м. Первый ярус оформлен ленточным рустом, второй – тосканским ордером, третий – ионическим, а четвертый – коринфским. Коринфские и ионические капители (1,35 х 1,4 м), а также карнизы, триглифы и метопы фризов ярусов выполнены в виде блоков из керамики (20 х 70 х 2 см). Выступающие спаренные колонны и западающие проёмы создают игру светотени, облегчают массы и придают колокольне стройность. Архитектурный облик, техническое инженерное совершенство, блестящее использование художественных возможностей керамики делают колокольню выдающимся сооружением.

       Воздвиженская церковь на Ближних пещерах (1700 г.) в плане трехчастная: бабинец, неф и алтарь. Неф имеет с юга и севера полукруглые внутри и граненые снаружи конхи-апсиды. Венчают здание три купола на восьмигранных барабанах с грушевидными двухъярусными верхами. Южный портал оформлен наличником, лепным растительным орнаментом и головками ангелочков в стиле барокко. Интерьер сохранил фрагменты росписей и лепные украшения середины ХVIII в. Резной позолоченный иконостас выполнен в 1769 г. К. Швериным. Настенная живопись поновлялась в 1796 г., в 1816 и в 1894 гг. В массах храма прекрасно найдено гармоничное соотношение основных объёмов и живописного трехкупольного венчания, изящного декора портала и глади стен, что ставит храм в ряд наиболее характерных произведений архитектуры украинского барокко начала XVIII в. С запада к церкви примыкают трапезная (конец ХVII – начало XVIII вв.) кельи и дом игумена.

       Законченный вид ансамбль Ближних пещер получил после возведения колокольни в 1759–1763 гг., принадлежащей кругу произведений И. Григоровича-Барского. Здание квадратное в плане (10,39 х 10,39 м), двухъярусное. Нижний ярус оформлен ленточным рустом, а верхний прорезан четырьмя большими арочными проёмами, фланкированными попарно расположенными колонками усложненного ионического ордера. Увенчана колокольня трехъярусным барочным верхом.

       Ансамбль Дальних пещер в современном виде начал слагаться в 1696 г., когда была возведена в стиле барокко каменная церковь Рождества Богородицы. В плане храм трехмастный (21,5 х 17,5 м), увенчанный тремя куполами с двухзаломными верхами барочной формы (высота интерьера 21 м). К объёму нефа примыкают четыре низенькие часовни, увенчанные декоративными грушевидными верхами с фонариками, придающими массам здания выразительную пирамидальную живописную композицию, типичную для архитектуры украинского барокко. Фасады его украшены пилястрами и завершены многообломным карнизом. В 1744 г. откос перед церковью с северной стороны был оформлен аркадой с лестницей по оси для входа на площадку, расположенную перед храмом (архитектор И.Г. Шедель). Зодчий блестяще решил трудную задачу – сгруппировал в необычной композиции объёмы разной высоты и массы, причудливые живописные верхи и тонко нарисованные детали в уникальную архитектурную симфонию.

       Колокольня (1761 г., архитектор И. Григорович-Барский) квадратная в плане (9 x 9 м), двухъярусная. В нижнем ярусе в средней части расположен арочный проезд, а в боковых  – служебное помещение и лестница для входа на второй ярус. Проезд фланкирован пилястрами, а на углах по диагонали устроены сильно выступающие пилоны. Стены, пилястры и пилоны оформлены сплошным ленточным рустом. Проезд акцентирован картушем с лепным растительным орнаментом и фигурками ангелочков. Верхний ярус отделен от нижнего широким фризом, украшенным лепным орнаментом. Большие арочные проёмы, размещенные в центре, оформлены одиночными, а диагональные пилоны   – парными коринфскими колоннами. Венчают колокольню трехъярусный грушевидных форм верх и четыре высоких шпиля по сторонам. Пластическая выразительность объема, изящество архитектурной композиции и легкость живописного силуэта делают колокольню одним из лучших созданий украинского барокко XVIII в.

       См.: Киево-Печерская лавра // Украина и Молдавия. Справочник-путеводитель. М., 1982. С. 409 –412


в   Москве
  Московский Кремль
   
в   Санкт-Петербурге и его пригородах
  Санкт-Петербург
  Петергоф
   
в   Киеве
  Софийский собор
  Киево-Печерская лавра
  Михайло-Златоверхий монастырь
   
в   Ростове Великом и его окрестностях
  Ростовский кремль, лето 2003
  Ростовский кремль, весна-лето 2004
  церковь Иоанна Богослова на реке Ишне
   
в   Ярославле
  церковь Ильи Пророка
  ярославские храмы
   
во   Владимирской губернии
  Успенский собор во Владимире
  Дмитриевский собор во Владимире
  Суздаль
  церковь Покрова на Нерли
  село Боголюбово
   
в   Вологодской губернии
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Ферапонтов монастырь

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов