комментарии



Башня Княжеского дворца в Боголюбове

       Башня Княжеского дворца в Боголюбове – сохранившаяся часть большого белокаменного дворцового ансамбля, созданного князем Андреем Боголюбским в 10 км к востоку от Владимира в качестве княжеской загородной резиденции. Ансамбль создавался с 1158 по 1165 год (– ?) и состоял из одноглавого четырёхстолпного храма (обрушился в XVIII веке и перестроен), фланкированного двумя ярусными башнями, из которых были арочные переходы в храм, а из северной башни – и во дворец. Последний, а также южная башня не сохранились. Перед западным фасадом храма на площади находился белокаменный киворий и, вероятно, так называемый Богородичный столп, от которого сохранилась венчавшая его четырёхликая капитель. Аркатурный фриз, разделяющий башню на два яруса, переходил ранее в аркатурный фриз храма. Современный шатровый верх башни – поздний. Винтовая каменная лестница внутри башни ведёт через арочный переход на хоры храма. Здесь был убит заговорщиками (в 1174 году) создатель боголюбовского ансамбля князь Андрей.

       Боголюбовский храм (посвящен Рождеству Богородицы) был первым владимирским зданием, украшенным белокаменными рельефами. От первоначального скульптурного убранства сохранились женские и львиные маски. Женские маски находились ранее по сторонам окон второго яруса храма (ныне – внутри церкви). Созданы, вероятно, романскими мастерами, приглашенными Андреем Боголюбским. Характеризуются чистым овалом и прямым профилем, а также значительной объёмностью, что приближает их к трёхмерной скульптуре. Примечательна трёхлистная пальметта в прическах, свидетельствующая, что «маски» понимались как символы Девы Марии. Львиные маски находились ранее по бокам порталов в качестве охранителей входа и великокняжеских эмблем. При перестройке храма в XVIII веке – вмонтированы в стену западного фасада. Стилистически представляют местную трансформацию романских образцов и легли в основу львиных масок более поздней владимирской скульптуры.

       См.: Старые русские города. Справочник-путеводитель / Сост. Г.К. Вагнер. М., 1984. С. 356–357

Боголюбовский мужской монастырь

       Боголюбовский мужской монастырь – из самых древних на территории Центральной России. Его возникновение связано со знаменитым событием XII века – переносом Владимирской иконы Богоматери из Киева в Северо-Восточную Русь. По преданию, князь Андрей (впоследствии Боголюбский), сын великого князя киевского Георгия Владимировича (Юрия Долгорукого), остановился в 1158 году по пути из Киева в Ростов на берегу реки Нерли для отдыха. Но продолжить путь не удалось: никто не мог сдвинуть с места чудотворную икону. Князь, видя в этом наказание за грехи свои, обратился к Богу «со слезной молитвой» – и в полночь ему явилась Богородица. Она повелела везти икону не в Ростов, а во Владимир, а на месте своего явления велела князю основать монастырь, пообещав, что умолит и Сына ниспослать на обитель благословение. Князь исполнил всё это и построил на месте, «любимом Богом», Рождественский собор, в котором, как сообщают исторические хроники, временно помещалась сама чудотворная Владимирская икона. Все иконы и утварь храма князь повелел украсить позолотой и драгоценными камнями.

       Вокруг этого храма вырос княжеский замок и посад Боголюбов. Возможно, тогда же возник и монастырь во имя выполненной по специальному заказу князя Боголюбской иконы Богоматери. Достоверно известно, что монастырь существовал уже в XIII веке, занимая помещения опустевшего замка.

       В средние века обитель не раз разоряли половцы и татары, но монастырь, пользовавшийся княжеским покровительством, восстанавливался. В XVIII–XIX веках, после причисления Андрея Боголюбского к лику святых, монастырь развернул капитальное каменное строительство, стал принимать большое количество паломников и богомольцев. Главной святыней монастыря была чудотворная Боголюбская икона Богоматери. На чудотворной иконе, находящейся доныне в Боголюбове, Богоматерь изображена в молитвенном положении, а перед нею – коленопреклоненный благоверный князь Андрей. С этой иконой ежегодно совершался крестный ход в губернский город Владимир (установлен в 1772 году в память избавления губернии от чумы 1771 года).

       К концу XIX века монастырь настолько упрочил своё благополучие и славу, что был в 1891 году возведён в I класс. В обители было четыре храма, при ней действовали школа, больница для монашествующих, странноприимный дом. Управлял монастырём викарный епископ муромский. Наибольшее стечение паломников и богомольцев в обитель наблюдалось ежегодно 18 июня, в день св. Леонтия, в который случилось явление Богородицы Андрею Боголюбскому.

       В советское время монастырь был закрыт, в нём размещались жильё, учебные учреждения, а также музей в зданиях XII века. Они не раз реставрировались.

       В конце 1980-х существовали планы открытия в монастыре учебно-реставрационного центра, но настойчивые просьбы верующих заставили власти передать монастырь церкви. На первых порах после возрождения, в начале 1992 года, в нём было всего 8 насельников, в том числе единственный схимник Владимирской епархии – схиигумен Никодим.

Сохранившиеся архитектурные памятники:

Рождественский собор 1751 года. В нижнем ярусе – остатки стен первого Рождественского собора 1158–1165 годов, шатёр колокольни поставлен на лестничную башню княжеского дворца XII века, в которой был убит Андрей Боголюбский. В соборе был придел во имя князя-святого.
Благовещенская церковь 1683 года, перестроена в 1804 году. По преданию, стоит на месте Леонтьевской церкви, выстроенной Андреем Боголюбским.
Боголюбский собор 1866 года. Надвратная колокольня 1841 года, в одном из ярусов находилась Успенская церковь. Ограда, кельи, корпуса XVIII–XIX веков.
Часовня-киворий XVII века. Её предшественник, киворий 1165 года, стоял над чашей, из которой Андрей Боголюбский оделял наградами строителей боголюбовского ансамбля.
       См.: Боголюбовский мужской монастырь // Русские монастыри. М., 1995. С. 235

 



в   Москве
  Московский Кремль
   
в   Санкт-Петербурге и его пригородах
  Санкт-Петербург
  Петергоф
   
в   Киеве
  Софийский собор
  Киево-Печерская лавра
  Михайло-Златоверхий монастырь
   
в   Ростове Великом и его окрестностях
  Ростовский кремль, лето 2003
  Ростовский кремль, весна-лето 2004
  церковь Иоанна Богослова на реке Ишне
   
в   Ярославле
  церковь Ильи Пророка
  ярославские храмы
   
во   Владимирской губернии
  Успенский собор во Владимире
  Дмитриевский собор во Владимире
  Суздаль
  церковь Покрова на Нерли
  село Боголюбово
   
в   Вологодской губернии
  Кирилло-Белозерский монастырь
  Ферапонтов монастырь

Православные основы русского колокольного звона | Общество церковных звонарей | Школа звонарского мастерства Игоря Коновалова | Технология колокололитейного дела | Подбор колоколов и обустройство колоколен | Коноваловъ | Часто задаваемые вопросы | Фотогалерея | История | Библиотека | Исторический архив | Карта сайта | Указатель статей | English |

© Игорь Коновалов